КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОНОРСКИХ ФУНКЦИЙ
Зарубежное законодательство развивается по пути предупреждения возможности коммерческого подхода к донорству половых клеток. По Закону Хорватии от 21 апреля 1978 г. донор не вправе притязать на возмещение за предоставление спермы (ст. 33). Согласно Закону Словении, донор не вправе требовать финансового вознаграждения или иных льгот за предоставление спермы (ст. 37).
Закон штата Виктория о бесплодии устанавливает следующую норму: «Мужчина, дарующий сперму, не получит, а другое лицо не предложит ему и не выдаст никакой иной компенсации, кроме как возмещения: а) за расходы, понесенные в связи с проездом и пребыванием по месту изъятия спермы; б) за расходы, связанные с медицинскими издержками на проведение изъятия спермы» (п. 11, абз. 6). Таким же способом регулируется и вопрос о компенсации за яйцеклетку, дарованную для иновуляции (п. 12, абз. 6).
По чехословацкому законодательству донор имеет право на компенсацию не только за дорожные расходы (§ 40—44 приказа № 42 1966 года), но, если потребует, ему предоставляется и возмещение за донорство спермы (п. 8 Правил).
Принимая такое решение, правоучредитель преследует очевидную цель создать материальную заинтересованность донора в выполнении донорских функций. Такое решение можно рекомендовать в случае гетерологической инсеминации. Что касается гомологической инсеминации, то она совершается в интересах семьи донора, а поэтому нет оснований, чтобы общество, за счет которого вознаграждается донор, материально стимулировало того, в чью пользу изымаются половые клетки. Мы считаем, что это обстоятельство надо строго сформулировать в Правилах. Трудно понять в смысле legis latio и ссылку на распоряжения Минздрава Чехии .1983 года № 1 и Минздрава Словакии 1983 года № 1, которые регулируют вопрос о компенсации донора вместо того, чтобы определить порядок компенсации непосредственно в Правилах.
К категории возмездных отношений, связанных с искусственным оплодотворением, принадлежит и компенсация заменяющим матерям.
В капиталистических странах такая компенсация представляет собой именно плату за то, чтобы женщина стала заменяющей матерью195. Подобная практика неприемлема в условиях жизни нашего общества. Обе стороны при заключении договора о заменяющем материнстве должны руководствоваться исключительно интересами охраны здоровья; со стороны заменяющей матери допускается только неэкономическая мотивация.
Однако нельзя упускать из виду, что с материнством связаны повышенные расходы на питание, одежду и т. п. Бремя этих расходов нельзя возлагать на заменяющую мать, а также па государство и общество. Все издержки по покрытию этих расходов обязаны нести супруги — «заказчики» ребенка. Противоречие между непризнанием права заменяющей матери на компенсацию и необходимостью повышенного материального обеспечения условий жизни этой женщины кажется непреодолимым только с первого взгляда. По нашему мнению, здесь можно рекомендовать способ правового регулирования, при котором устанавливается запрет на денежное вознаграждение заменяющей матери и одновременно определяется максимальный размер суммы алиментов, которые «заказчики» обязаны ежемесячно выплачивать заменяющей матери при участии в оплате других целевых расходов. В обязательной части по уплате алиментов на содержание должна быть указана и сумма на больничное содержание по аналогии с больничным листком, которая также выплачивается супругами — «заказчиками».