Процесс старения

стареннямя

Процесс старения обычно сопровождается заметным снижением способностей двигательной системы. Мы рассмотрим некоторые изменения, происходящие в двигательной системе с возрастом. Двигательная единица — это функциональная единица двигательной системы, обеспечивающая взаимосвязь нервной системы и мышцы.

Поскольку процесс старения вызывает значительные изменения свойств двигательной единицы, он сопровождается снижением большинства аспектов движения. Эти изменения включают уменьшение силовых способностей, ослабление рефлекторных реакций, замедление быстрых реакций и т.д. Сила.

Одно из значительных воздействий процесса старения на двигательную систему — неизбежное уменьшение мышечной массы и снижение силы (Doherty et al., 1993a; Schultz, 1992). Снижение силы наблюдали в множестве различных мышц (Narici, Bordini, Ceretelli, 1991). Представляют интерес, по меньшей мере, два аспекта этой адаптационной реакции.

Во многих исследованиях обнаружено, что снижение силовых возможностей человека начинается в возрасте около 60 лет и степень снижения значительно колеблется у разных испытуемых. Колебание силы свидетельствует о том, что механизм или механизмы, регулирующие снижение силы у разных людей активируются в различной степени и, вероятно, могут быть приостановлены.

Пожилые люди могут увеличить силовые способности посредством соответствующих тренировочных занятий, причем это увеличение частично обусловлено гипертрофией мышечных волокон типа II (Doherty et al., 1993 б; Keen, Yue, Enoka, 1994). Утомляемость. В ряде исследований изучали влияние процесса старения на утомляемость мышц.

В исследованиях, где использовали произвольную активацию мышц, не обнаружили изменений степени утомляемости с возрастом (Hicks et al., 1992). В этих исследованиях выполняли суб максимальные и максимальные произвольные сокращения, изометрические и динамические сокращения, непрерывные и прерывистые сокращения мышц ног и рук. В исследованиях с применением электро стимулирования результаты были противоречивыми.

С возрастом пик амплитуды Н-рефлекса ЭМГ снижается. Vandervoort, Hayes (1989) обнаружили, что амплитуда Н-рефлекса в камбаловидной мышце у группы пожилых женщин (82 года) составляет всего 43% показателя молодых женщин (26 лет); пик амплитуды составлял соответственно 2,4 и 5,6 мВ. Это различие амплитуды Н-рефлекса можно объяснить снижением возбудимости мышечных волокон с возрастом. Точно так же отличались значения М-волны у двух групп испытуемых: 4,4 и 9,4 мВ.

Вспомним, что М-волна отражает непосредственную активацию мышцы, являясь показателем возбудимости мышечных волокон (Hicks et al., 1992), тогда как Н-рефлекс характеризует активацию рефлексов двигательных нейронов в спинном мозгу. У группы пожилых испытуемых стимулирование Н-рефлекса приводило к активации 55% мышечных волокон, тогда как в группе молодых показатель был немного выше — 60%.

Следовательно, количество активированных стимулированием Н-рефлекса двигательных единиц пула с возрастом не изменяется. В отличие от искусственно вызываемого Н-рефлекса наблюдали различия в сухожильном рефлексе четырехглавых мышц бедра у испытуемых двух возрастных групп — 27 и 75 лет (Burke, Kamen, Koceja, 1989).

Амплитуда реакции рефлекса была больше у молодых испытуемых (30 по сравнению с 18Н) и характеризовалась менее продолжительной латентностью (60 по сравнению с 79 мс). Различия в амплитуде реакции, возможно, связаны с разницей в уровне силы у испытуемых двух групп, в то время как различия в латентности свидетельствуют об обусловленных возрастом различиях в выявлении, передаче и обработке импульсов (стимулов).

Вспомним, что сухожильный рефлекс включает возбуждение мышечных веретен, распространение афферентных импульсов по направлению к спинному мозгу, активацию альфа двигательных нейронов и возбуждение мышечных волокон. Пока не выяснено, какие из этих процессов изменяются, способствуя изменению латентности с возрастом.

В исследовании Warabi, Noda, Kato (1986) испытуемые должны были быстро реагировать на перемещения мишени. При этом измеряли продолжительность реакции, т.е. время от начала смещения мишени до начала реакции. Мишень смещалась на 0,17; 0,34 или 0,70 рад; испытуемые должны были реагировать либо глазами либо рукой.

Реакцию глаз измеряли с помощью электро (ЭОГ), реакцию руки — как движение рычага. Поскольку двигательные компоненты этих движений (пик скорости, продолжительность, амплитуда) с возрастом не изменялись, ученые сделали вывод, что основным влиянием процесса старения на быструю реакцию было нарушение сенсорной обработки данных.

Этот вывод соответствует результатам ряда других исследований, в которых отмечали снижение сенсорных способностей с возрастом (Dyck, Karnes, O’Brien, Zimmerman, 1984; Verillo, 1979). Сохранение позы. Процесс старения обычно сопровождается пониженной способностью контролировать позу и походку (Schultz, 1992; Winter, Patta, Frank, 1990). Чаще всего это проявляется в уменьшении количества ходьбы и снижении уровня повседневной деятельности у пожилых людей.

Адаптационные реакции, лежащие в основе этих уменьшений, сложны и включают как двигательные, так и сенсорные процессы. Ослабление контроля позы играет большую роль, поскольку влияет на устойчивость равновесия человека. Сохранение вертикальной позы требует, чтобы направление вектора веса находилось в пределах основания опоры.

В этом участвует несколько процессов: а) сенсорная информация для выявления ориентации и движения индивида; б) выбор соответствующей стратегии реагирования для сохранения устойчивости; в) активация мышц, способствующих преодолению постурального дисбаланса. Сенсорную информацию обеспечивают визуальные, соматосенсорные и вестибулярные источники. Требуется не вся информация, поэтому индивид может выбирать нужный сенсорный сигнал.

Кроме того, при нарушении одной из сенсорных систем индивид может легко научиться использовать две другие. Тем не менее с возрастом у человека снижается способность выбирать нужную сенсорную информацию (Horak et al., 1989). Этому в определенной мере способствует уменьшение способности контролировать постуральных движения (перемещения центра тяжести вперед-назад).

По мнению Horak et al., возрастное снижение способности контролировать позу может быть обусловлено рядом различных факторов, включая аномальный выбор сенсорной информации, продолжительную латентность быстрых реакций, слабость мышц, нарушенную способность координировать активность мышц-синергистов. Контроль суб максимальной силы. Недостаточно хорошо изучены влияния процесса старения на более простые движения и поведение двигательных единиц, связанное с дифференциацией силы (Kamen, DuLuca, 1989).

Вместе с тем исследованы контроль изометрической силы, кинематика движений рук, контроль силы хвата (Bennett, Castiello, 1994). Например, когда испытуемым двух групп (средний возраст 28 и 67 лет) предлагали поддерживать постоянный суб максимальный уровень силы в течение 20 с, наблюдали существенные колебания показателей (Galganski et al., 1993).
Степень колебаний (стандартное отклонение) увеличивалась при повышении заданного уровня силы (5, 20, 35 и 50 % максимальной), а также с возрастом. При выражении колебаний силы относительно заданного показателя силы (коэффициента вариации) их степень снижалась с увеличением заданной силы.

Колебания показателей силы не связаны с изменениями размера двигательных единиц и значительно уменьшаются в результате тренировочных занятий (Keen et al., неопубликованные данные). Приведенные результаты свидетельствуют, что пожилые испытуемые менее способны поддерживать постоянные суб максимальные уровни силы.

Процесс старения