Трахеобронхопластические операции

опирацнамаунама

Трахеобронхопластические операции при опухолях легких в МНИОИ им. П.А. Герцена производят с 60-х годов, и к настоящему времени произведены 604 такие операции. Лобэктомия с резекцией и пластикой бронхов выполнена у 488 больных: при раке легкого — у 384, что составляет 22,3% от числа подвергшихся лоб(билоб)эктомии и 11,7% от всех оперированных, при карциноидных опухолях — у 58 (43,6 и 33,1 % соответственно), при саркомах-у 22 (34,4% и 16,9% соответственно). Таким образом, при карциноидах и саркомах бронхопластичес-кие операции производят в 2 раза чаще, чем при раке легкого.
Удельный вес реконструктивных трахеобронхопластических операций при раке легкого довольно стабилен и сохраняется на уровне 20% и более.
Показания к выполнению бронхопластических операций при раке легкого и выбор характера резекции бронхов определяются уровнем поражения бронхов и состоянием внутригрудных лимфатических узлов. Тотальное удаление бронха с клиновидным иссечением соседних бронхов целесообразно при верхней или средней лобэктомии. Такую лобэктомию не следует относить к бронхопластическим операциям, но она отвечает современным онкологическим требованиям хирургии рака легкого и одновременно способствует уменьшению частоты бронхиального свища. Такая тактика в одинаковой степени обязательна и при других злока-чественных опухолях (карциноиды, саркомы) легких. При карциноидах правомерна изолированная резекция бронхов, особенно циркулярная, с моно-или полибронхиальными анастомозами.
При вовлечении легочной артерии в опухолевый процесс возникает необходимость в одновременной резекции бронхов и сосуда. Первые сообщения об ангиобронхопластических операциях, выполненных по поводу рака легкого, появились в конце 60-х годов, и в настоящее время, согласно сводной статистике, они составляют около 4% от всех рсконструктивно-пластических операций. При прорастании легочной артерии на небольшом участке можно ограничиться клиновидной резекцией, при значительном прорастании сосуда производят циркулярную резекцию, в редких случаях с замещением его сегмента протезом. Ангиобронхопластические операции повышают резектабельность рака легкого, хотя их расценивают как наиболее сложные оперативные вмешательства.
При резекции и пластике легочной артерии (обычно слева) используют обычные приемы, применяемые в сосудистой хирургии. В подавляющем большинстве случаев ангиобронхопластические операции выполняют при раке верхних долей. Циркулярная резекция легочной артерии предпочтительнее продольной (краевой) на значительном протяжении, поскольку сужение просвета сосуда сопряжено с риском возникновения тромба и окклюзии (Toomes Н., Vogt-Moykopf 1., 1985). Сосудистый анастомоз формируют конец в конец обвивным швом на атравматичной игле (пролен 5/0-6/0). Дистальный отдел сосуда пересекают косо с целью адаптации концов легочной артерии. Предложены различные модификации непрерывного сосудистого шва («восьмиобразный», «машинный» и др.), обеспечивающие герметичность анастомоза и исключающие возможность его стенозирования, гофрирования, пролабирования концов внутренней оболочки и шовного материала в просвет сосуда (Гусак В.К. и др., 1987). Целесообразно разделение межбронхиального и сосудистого анастомозов с помощью париетальной плевры с целью профилактики осложнений (Tsuchiya R., 1995). Сосудистый анастомоз может быть также укрыт «аутовенозным чехлом» (Панцулая Г.Е. и др., 1987).
Количество ангиобронхопластических операций, произведенных у больных раком легкого, пока невелико, отдельные клиники располагают опытом выполнения до 10 подобных вмешательств. Осложнения, развивающиеся после ангиопластики, обусловлены недостаточностью швов анастомоза, перекрутом его в процессе расправления сохраненной легочной ткани, тромбозом в зоне анастомоза, ишемией легкого и геморрагическим диатезом.

Трахеобронхопластические операции